Категория творчества
Категорию творчества изучается представителями разных научных направлений философами, психологами, социологами.
Однако до настоящего времени не сформировалась та точка зрения, которая позволила бы утверждать что данная категория рассмотрена всесторонне иразработана в полном объеме.
Таким образом, можно утверждать что данная категория являетсядостаточно разработанной, что требует рассмотрения большинства мнений ученых разного профиля которые рассматривали отдельные стороны этого сложного явления
Неоднозначность определений этой категории определяется не только сложностью творчествакак такового, так и не сложившей методологией исследованияэтого сложного феномена.
В результате этого возникло несколько научных направлений осмысления и исследования этого сложного феномена.
Исследования на уровне теорий среднего уровня
Изменилась граница на стыке объекта и среды
Изменилась граница которая отделяла объект исследования от среды его окружающей и в исследованиях возникает необходимость подключении таких базовых понятий как общество, психика, организм.
Таким образом, категория творчества становить объектом изучения социологии, т.е. становиться социологической категорией с множеством интереснейшихпредметов исследования, которые заставили на новом уровне подключить много пограничных наук(философия, психология, управление, кибернетика, синергетика и другие)
Формируется новый статус этой категории, она становиться востребованной в понятийных аппаратах широкого спектра наук и более того активно используется для решения широкого спектра не только социологических проблем, но ифилософских и других гуманитарных проблем.
Исторический аспект
Древнегреческий философ Аристотель большое внимание уделял вопросам души человека, особенностям психики и сознания талантливых людей.
Его интересовало, как человек может ориентироваться и эффективно действовать в сложных ситуациях, правильно принимая решения в условиях неопределенной информации.
Ученые того времени посредством логических умозаключений приходили к выводу о том что проявление нестандартных способностей в целом определяется определенным устройством психики талантливого человека и его уникальной души.
К осмыслению проблем особой универсально-творческой активностью человека активно приступают ученые 17-18 веков Спиноза, Кант, Декарт и другие.
Они пытались проанализировать диалектическую связь между интеллектом, творчеством, психикой
Исследования современных ученых
Исследования Кудрявцева В.Г.
Исследования В.Я. Дружинина
Существенные аргументы против объяснительного использования понятия деятельности в анализе творчества приводит В. Я. Дружинин .
Он утверждает, что деятельность и творчество — это принципиально разные формы человеческой активности.
Деятельность направлена на соответствие полученного результата принятой цели, и в этом случае она завершается.
В творчестве же цели и результат рассогласованы, поскольку истинным результатом творчества (по Пономареву Я. А.) является порождение побочного, незапланированного результата.
Творчество это не деятельность, а спонтанное проявление человеческой сущности
На основании этой разницы В. Н. Дружинин утверждает, что творчество амотивно, спонтанно, бескорыстно и самодовлеюще.
«Это не деятельность, а спонтанное проявление человеческой сущности».
Автор предлагает рассматривать способность к творчеству как определенный продукт биологической эволюции: человек утрачивает жесткую привязанность к генетически запрограммированному поведению и вынужден искать другие механизмы приспособления к миру.
Таким образом, творчество является способом преодоления изначальной дезадаптации человека в мире.
Творчество «имеет в основе глобальную иррациональную мотивацию отчуждения человека от мира, направляется тенденцией к его преодолению, функционирует по типу «положительной обратной связи».
Творческий продукт только подстегивает процесс, превращая его в погоню за горизонтом».
Исследования В. П. Зинченко и Е. Б. Моргунова
Связь понятий «личность», «свобода», «творчество»
Исследования Ю.А.Грибова
Мнения зарубежных психологов
•Когда мы соприкасаемся со своей творческой сущностью, мы одновременно соприкасаемся и с универсумом, с универсальным источником энергии (Роджерс Н., 1990).