Организующие принципы современности (по П. Штомпке)
Индивидуализм как окончательное утверждение в обществе центральной роли индивида.
Человек освобождается от обязательных групповых связей, выбирает по своему усмотрению социальный коллектив, самостоятельно определяет свои действия и несет личную ответственность за собственные поступки, успехи и неудачи.
Дифференциация, которая наиболее значима в сфере труда, где появляется огромное количество специализированных, узких занятий и профессий, требующих особого уровня мастерства, компетенции и опыта, а также в сфере потребления с ее разнообразием возможностей и жизненных шансов.
Рациональность как расчет и деперсонализация управления, а также роль науки как средства познания.
Экономизм как доминирование в социальной жизни экономической активности, экономических целей и экономических критериев.
Экспансия/глобализация как расширение зоны охвата, особенно в пространстве. Современность распространяется как вширь, так и вглубь, проникая в самые частные, интимные сферы повседневной жизни (религиозные убеждения, сексуальное поведение, вкусы потребителей, сфера досуга и т. п.) (Штомпка П., 1996).
Новый взгляд социологов на современность
Новый взгляд социологов на современность определяет иное видение места и роли человека в инновационно-развивающемся обществе, а именно — возможность его воздействия на социальное развитие.
Взаимодействие объективного и субъективного характеризует специфику современной социологии, где личность рассматривается не только в качестве объекта, но и как активный субъект, преобразующий социальную действительность.
Рассуждая об объекте социологии, П. Бергер и Т. Лукман пишут: «Этим объектом является общество, как часть человеческого мира, как созданное людьми, ими населяемое и в свою очередь — создающее людей в непрестанном историческом процессе» .
Человек создает посредством интеллектуальных усилий новое пространство жизни, духовный мир науки, религии, культуры, нравственные нормы, задает новые направления развития общества.
Такой взгляд на человека и общество развивается преимущественно в рамках гуманистической парадигмы социологии и все больше поддерживается учеными других общественных наук.
Так, известный экономист Ю. В. Яковец в книге «Смена цивилизаций» считает, что в основе инновационной динамики общества лежит развитие человека, его духовного мира — науки, культуры, образования, материализующихся в средствах труда, преобразованных разумом и трудом людей, предметах природы, естественных сил, которые необходимо изучать в единстве и взаимосвязи .
Социологи, исследуя творческую эволюцию, вписанную в генеральную линию общечеловеческой истории, не представляют ее как безличностный процесс.
Социология творчества «призвана ответить на вопрос: как и каким образом творческое развитие личности вписывается в генеральную линию творческой эволюции и социального прогресса» .
Гуманистическая традиция все активнее заявляет о себе в современной отечественной социологии .
Человек как субъект инновационной деятельности
В условиях демократизации и становления гражданского общества закономерно возрастает интерес к человеку как субъекту инновационной деятельности.
Актуализация человека как субъекта инновационной деятельности, приводит к преобразованию традиционных теоретических конструктов и методических средств современных социологических исследований.
Таким образом, исследование проблем инновационной жизни общества невозможно осуществить без привлечения и разработки адекватных современности средств социологического знания, таких, как гуманистическая, субъектная и психологическая парадигмы в социологии.